Доля отечественного игристого вина в натуральных продажах (без учета кафе и ресторанов), по данным Роскачества, приблизилась к 70%, а тихие вина российского производства заняли около 60% отечественного рынка. Рост продаж идет темпами, в несколько раз опережающими среднерыночные. Данные о структуре продаж позволяют Роскачеству более точно планировать мероприятия «Дней российских вин», концентрируясь на поддержке продвижения красных российских вин, интерес покупателей к которым растет медленнее, чем к белым и игристым.
В 2024 году розничной торговлей России во всех каналах продаж (розничная торговля, кафе и рестораны) было продано 834,33 млн литров тихих и игристых вин. Рынок прибавил порядка 4 млн литров, по сравнению с предыдущим 2023 годом (0,5%). При этом, внутри этого объема серьезными темпами росли продажи российского вина.
«Российские покупатели, по-прежнему, предпочитают приобретать вино в магазинах, на которые пришлось 819 млн литров. Рынок растет умеренными темпами и, в первую очередь, за счет опережающего роста продаж российского вина в рознице. Мы рады отметить, что темпы прироста продаж российских игристых вин в ритейле вдвое превышают среднерыночные показатели. Российские виноделы реализовали через розницу на 15% больше игристого вина, чем в прошлом году (рост рынка оценивается в 8,6%) и на 13% больше тихих вин (среднерыночный рост кратно меньше и составляет порядка 1,2%). Таким образом, мы можем говорить о том, что российское вино занимает всё большую долю рынка, замещая импорт», - говорит директор департамента исследования и продвижения российской винодельческой продукции Роскачества Олеся Латышева.
По оценкам экспертов Роскачества, розничные продажи тихих и игристых российских вин, в общей сложности, превысили 660 миллионов стандартных бутылок объёмом 0,75 литра (порядка 495 млн. литров). Российские покупатели приобрели в розничной торговле 329,36 млн. литров российских тихих вин и 165,46 млн. литров игристого вина.
Общая доля российских вин в ресторанах и темпы её роста, на сегодняшний день, уточняются.
«Такие показатели, безусловно, связаны с комплексными мерами государства, направленными на поддержку российского виноделия. Нашим виноделам, подтвердившим происхождение своего вина из винограда, выращенного в России, компенсируется большая часть ставки акциза, Минсельхозом России субсидируется закладка виноградников, опорный банк сельхоз отрасли – Россельхозбанк предоставляет льготные программы лизинга сельхозтехники и страхования климатических рисков. С 2018 года развивается программа поддержки продаж российских вин в розничной торговле – «Дни российских вин», оператором которой выступает Роскачество. В последние годы, эта программа активно расширяется и в направлении ХоРеКа», - отмечает Олеся Латышева.
Акция «Дни российских вин» проводится дважды в год – весной и осенью и включает ряд мероприятий в поддержку российских виноделов, включая специальные ценовые предложения, приоритетную выкладку российского вина в супермаркетах, информационно-просветительские мероприятия для покупателей супермаркетов. Специальная программа разработана для гостей ресторанов, включая гастрономическое сопровождение к российским винам, специально разработанные вкладки в винные карты, дегустации и другие мероприятия.
В осеннем этапе акции 2024 года приняли участие 7 ведущих ритейлеров, включая сети «Пятерочка», «Перекресток», «Азбука Вкуса», «ОКЕЙ», «Магнолия», гипермаркеты «Глобус», специализированную сеть «Градусы». За период акции рост продаж превысил 35%, по сравнению с аналогичным периодом вне акции.
«Я хочу отметить высокую вовлеченность всех торговых сетей, принимающих участие в «Дня российских вин». Каждый из участников приложим максимум усилий, к тому, чтобы достойно представить отечественное виноделие. Это касалось и выкладки, и специальных предложений, дегустаций и обучающих мероприятий, которые проводили ритейлеры. Результаты говорят сами за себя, в рамках акции были проданы рекордные 20 миллионов бутылок вина более чем в 50 регионах страны. Это достойный вклад «Дней российских вин» в общий рост популярности отечественного виноделия. Весной этого года мы дополнительно расширим охват сетей-участников акции», - подчеркнула Олеся Латышева.
В 2025 году Дни российских вин стартуют в апреле и продлятся до конца весны. Акция будет вновь проходить не только в розничной торговле, но и в ресторанах.