Симпозиум традицонно прошел на площадке Хилтон Гарден Инн Новороссийск. Главная тема мероприятия в этом году звучала так: «Винодел как стратег винодельческого хозяйства». Это обусловлено тем, что деятельность виноделов сегодня уже вышла за рамки исключительно технологии. Винодел должен участвовать в формировании маркетинговой стратегии, работать с виноградником, следить за инновациями, развивать управленческие навыки и т.д.
Спикеры первой сессии ракрыли актуальные вопросы винного маркетинга. Алексей Якушик, руководитель агентства UNIQA C.E., рассказал об архитектуре портфеля винных брендов, особенностях работы с разными типами брендов, современных требованиях потребителя к винной этикетке. Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент группы компаний Simple, представил структуру спроса и предложения на российском винном рынке и поделился своими выводами относительно текущей ситуации и ее развития. Презентация Игоря Сердюка, винного консультанта, основателя рейтинга TOP100Wines, была посвящена успешным маркетинговым кейсам в мировом виноделии и историям успеха в трудные времена.
Во второй сессии говорили о терруарах, терруарности и создании вина на виноградниках. Александр Аверьянов, руководитель ООО «Терруар Концепт СПбГУ» поделился результатом проведенного им и его командой исследования почвенно-климатических условий в зоне Новороссийска и рекомендациями по выделению терруаров на этой территории. Лилия Погорелова, руководитель ООО «Астория» в своем выступлении детально раскрыла вопросы биологии винограда, рассказав о его генетическом коде и потенциале, гормональных циклах и стрессах, об имунной системе лозы и причинах ухудшения веуса винограда, о том, как определять скрытые проблемы на винограднике и как работать с ними на ранних этапах. Рикардо Камерэн, энолог, консультант IOC Шампань, поделился опытом развития региона Proseccо с точки зрения терруарности и маркетинга. Ася Хафизова представитель Vivai Cooperativi Rauscedo, показала в своем докладе структуру мировых посадок винограда и рассказала, какие сорта сегодня набирают популярность в мире.
Центральным событием симпозиума стала дискуссионная панель, посвященная поиску идентичности российского вина. В ней приняли участие Сергей Левожинский, руководитель категории Вино семьи магазинов "Магнит", Артем Васильев, главный энолог "Кубань-Вино", Алексей Сидоренко, главный винодел "Раевское", Иван Липко, собственник "Домена Липко", Дмитрий Музюков, главный агроном "Мысхако", Олег Ничвидюк , главный винодел Wine park, Денис Шевчук, главный винодел ЗМВ "Коктебель" и Игорь Сердюк.
Участники говорили о результатах работы за последние 20 лет и перспективах различных сортов на российских терруарах, о том, какие импортные вина ушли с рынка и что нужно сегодняшнему потребителю, о необходимости сортового разнообразия и возможности закрепления опреденных сортов за определенными терруарами.
Завершили день выступлением Олега Ничвидюка, посвящённым искусственному интеллекту на винодельне, дегустацией коктейлей от дистиллерии «Фортуна".
Второй день был традиционно дегустационным и продолжил тему поиска индентичности российского виноделия.
Фархад Нагдалиев, кандидат биологических наук и сооснователь "Усадьбы Сенетх" провел вертикальную дегустацию вин сортов Хихви и Мцване Кахетинский. Он рассказал о своем опытом работы с этими редкими, но подходящими для российских терруаров и интересными потребителю сортами эколого-географической группы бассейна Черного моря.
Затем состоялась сравнительная дегустация вин из сорта сира, активно набирающего популярность у российских производителей последние несколько лет. Было представлено 18 вин от 14 хозяйств. Лидерами дегустации стали "Шираз. Блэк аут" винодельни "Мысхако" (1 место), Сира из лимитированной серии "Усадьбы Перовских" (2 место), Сира "Эссе" (3 место), "Семисам. Сира" винодельни "Шумринка" (4 место) и "Шато де Талю. Шираз Резерв" (5 место).
Завершила симпозиума дегустация редких/необычных блендов, производимым российскими винодельнями и не имеющим аналогов или широкого распространения в мировой практике. Это вина, в состав которых входят автохтонные или просто редкие сорта винограда, а также вина из известных мировых сортов, но в необычном сочетании.
На дегустации было представлено 24 образца от 19 хозяйств. Все участники отметили, что в целом бленды оказались более сбалансированными по сравнению с моносортовыми винами и получили более высокие оценки.
Лидерами этой дегустации стали красные бленды. На первом месте - "Формула Q" "Фанагории", на втором - "Купаж 13" "Усадьбы Перовских", на третьем - "Арена" винодельни "Криница". Четвертое и пятое места получили, соответственно, "Петрикор красный" винодельни "Шумринка" и "Инджи. Авторский купаж" от ИЗМВ.
Лучшим белым блендом по итогам дегустации стал "РАШ" Винодельни Узунов. Лучшим розовым - "Сирокко" Винодельни Гусев.
Все дегустации симпозиума проходили при участии бренда CHEF&SOMMELIER и его бокалов.
Организатором мероприятия выступает Бюро «Винные истории» при поддержке ассоциации «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России», Министерства сельского хозяйства Краснодарского края, Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко», Ассоциация Виноградарей и Виноделов Крыма "Крымское Бюро Винограда и Вина", Ассоциация виноградарей и виноделов «Севастополь», ГКУ«Ставропольвиноградплодопром».