«За последние несколько лет винодельческая отрасль в России получила очень значимую поддержку со стороны государства, - отметил Титов. - Это принесло несомненные плоды. Даже если этот год у многих и начинался сложно, то сейчас, что называется, расторговались, все идет более-менее нормально. Ввозная пошлина на вино – удивительно правильное решение. Импорт дешевого, непонятного какого вина из-за рубежа стал невыгодным. Со следующего года планируется повысить и акцизы – это тоже усилит конкурентные позиции отечественных производителей».
«Но одним только макроэкономическим регулированием не обойдешься, - считает глава «Абрау-Дюрсо». - Имидж отечественного вина улучшается, но стереотипы все еще сильны. Сегмент HoReCa (речь, в первую очередь, о ресторанах) лицом к российскому виноделию еще не повернулся. Наши отечественные сомелье в основном снобы, от российского вина отказываются принципиально. Спрашиваешь - а ты пробовал? Нет, и пробовать не хочу. Надо, видимо обучать. Возможно, стоит на следующий год в рамках нашего форума сделать специальный подфорум, где сомелье будут оценивать вина способом слепого дегустирования. Думаю, их ждут сюрпризы.
Только что созрело еще одно предложение, касающееся ресторанов. Во всем мире можно продавать невскрытые бутылки вина через рестораны. Заказал, выпил бокал понравилось – забрал с собой еще пару бутылок той же марки. А у нас так нельзя. Почему? Боятся, что вино можно будет купить вечером или ночью? Но время продажи контролируется очень просто – по кассе просто нельзя будет пробивать его по чеку после 22.00. Так что хотим выступить с предложением разрешить продавать вино через рестораны (в рамках той же лицензии).
Отдельный вопрос – поддержка малых виноделов, в том числе совсем начинающих. Мы развиваем для них проект Вино.Ру. В числе прочего это еще и маркетплейс на условиях click&collect (в интернете заказал, в офлайновом магазине с лицензией забрал). Тут, конечно, важнейший вопрос – это количество офлайновых партнеров. Готовимся включить в их число такого значимого игрока, как сеть «Винлаб».
«Но вообще, конечно, невозможность продажи вина через интернет остается большой проблемой, - заключил Борис Титов. - Во всем мире его продают онлайн, и никому это не мешает, а у нас почему-то поставили большой стопор, якобы связанный с охраной здоровья. Но я напомню, что в Великую Отечественную в госпиталях вино считалось лекарством. Его давали раненым, и никому никогда вреда для здоровья оно не причиняло. Надеюсь, что уйдет и этот стереотип».