Максим Тройчук: «Мы создаем русское наследие будущего»

Устарело

2024 год стал триумфальным для «Винодельни Ведерниковъ»: победы на престижных российских и зарубежных конкурсах, а также рекордные продажи на аукционе вин, где бутылка «Красностопа Золотовского» ушла за 750 000 рублей, что принесло звание самого дорогого вина России. Важнейшее событие 2025 года – ребрендинг, который ознаменовал новый этап в жизни винодельни. О том, как изменится стратегия, сохранится ли верность автохтонным сортам и каких инноваций можно ожидать в ближайшем будущем, газете Wine Weekly рассказал генеральный директор винодельческого хозяйства Максим Тройчук.

Максим Тройчук: «Мы создаем русское наследие будущего»

– Ребрендинг – это не только новый логотип, но и переосмысление позиционирования и стратегии развития бренда. Как изменится философия «Ведерниковъ»? Если раньше акцент был на «возрождении традиций», то теперь – «русское наследие будущего». Что это значит на практике? 

– Мы по-прежнему считаем автохтонные донские сорта основой идентичности бренда, неизменной частью ДНК «Ведерниковъ». Именно мы первыми в России начали двигаться в этом направлении и оставались верными выбранному пути на протяжении 20 лет.

Что касается новой формулы – «русское наследие будущего», то мы всегда придерживались такой позиции, не раз говорили, что работаем в старейшем терруаре России с непрерывной традицией виноградарства и виноделия. У нас богатое прошлое, полное достижений и побед. И мы ставим себе не менее амбициозные цели. Россия обладает уникальным историческим наследием в винодельческом плане, которое ставит ее в один ряд с самыми значимыми мировыми культурами.

Современное российское виноделие – это новый повод для гордости. Мы верим в свое дело. А потому убеждены, что именно нам предстоит создавать винное «новое русское наследие». В сочетании наследия и будущего – наша изначальная аутентичность. Теперь мы сформулировали ее более точно, выбрав четко вектор развития. 

– Чем было обусловлено проведение ребрендинга? 

– Мы создали стратегию, которая в будущем поможет реализовать наши цели, а именно сделать «Винодельню Ведерниковъ» синонимом такого понятия, как «премиальное российское виноделие». Для этого мы фокусируемся на ключевых элементах – аборигенных (автохтонных) сортах, потенциале к дальнейшей выдержке у производимых вин и их международном уровне. 

Сейчас мы наглядно обозначили виды продукции. Раньше существовала одна основная линейка. Теперь весь ассортимент разделен на четыре категории: «Ведерниковъ», «Винодельня Ведерников», «Винодельня Ведерниковъ. Резерв» и флагман – «ВВЪ» («Винодельня Ведерниковъ. Твердый знак»). Каждая из них получила узнаваемый образ. 

Формально разграничение присутствовало и ранее, но оно оставалось размытым. Если раньше оформление было приближено к общенациональной эстетике, то теперь оно отражает именно локальную принадлежность – культуру и природу Дона. Также мы придали визуалу более современный вид. 

Аллегорией новой эры «Винодельни Ведерниковъ» стал логотип в виде летящего жаворонка. Птица, часто встречающаяся в донских сказаниях, символизирует свободу степей и бесконечное движение. Надпись бренда выполнена вручную в старорусском стиле, что подчеркивает связь с историей старейшего терруара России и отражает дух свободы, силу природы Дона и символизирует обновление. 

– Твердый знак в названии – это отсылка к дореволюционной орфографии. Почему решили подчеркнуть именно эту деталь?

 – Он существует в названии с 2005 года и символизирует нашу русскую самобытность. Уникальная русская буква, несущая в себе глубокий смысл, в старославянском языке обозначала слова мужского рода. С одной стороны, она олицетворяет твердость нашего характера и ту суровость условий, в которых нам приходится работать. С другой – это своеобразный символ стойкости и преодоления, ведь, несмотря на все сложности «северного» укрывного виноградарства, мы создаем одни из лучших вин России. 

Твердый знак в названии не просто деталь, а выражение нашей позиции: мы сохраняем верность традициям, но при этом уверенно смотрим в будущее. Он отражает и нашу приверженность русским корням, и ту решимость, с которой мы идем вперед в своем деле. 

– Что собой представляет линейка «Твердый знак»? В ней будут купажированные или моносортовые вина? 

– Исторически премиальная линейка «Ведерниковъ» строилась на моносортовых винах. Это вполне логично, ведь в основе нашей философии лежит работа с автохтонными сортами. Они по-прежнему малоизвестны, многие потребители никогда их не пробовали. Поэтому мы сознательно даем возможность познакомиться с каждым сортом в чистом виде – чтобы сформировать понимание их индивидуального характера. Со временем у нас появилась амбициозная задача – создать уникальный продукт, который занял бы особое, эксклюзивное место в нашей линейке. Так родилась концепция проекта. 

Что касается линейки «Винодельня Ведерниковъ. Твердый знак», то она стоит особняком и привлекает внимание совершенно другим визуальным стилем. Изначально так и задумывалось, чтобы это вино стало вершиной нашей пирамиды и принципиально отличалось от других линеек. В нем должно было быть все иначе – и оформление, и позиционирование. 

Рецептура особых блендов создавалась на протяжении нескольких лет путем экспериментов с разными виноградниками, сортами и ассамбляжами резервных вин разного срока выдержки. Ключевой посыл линейки «Винодельня Ведерниковъ. Твердый знак» – показать потенциал премиального виноделия России: как исконно русские сорта, растущие на своих собственных корнях, могут удивлять. Это ассамбляж наших основных красных сортов: Красностопа Золотовского, Цимлянского Черного и Каберне Совиньона. Мы собрали в этом вине все лучшее, что умеем делать с ними. Каждый из сортов дает свой характер: Красностоп – структуру и танины, Цимлянский Черный – ту самую «донскую» ягодность, а Каберне добавляет сложности во вкусе и аромате. Вместе они создают узнаваемый стиль, который мы хотели получить в особой линейке. 

– Вы и ваши коллеги делаете акцент на автохтонных сортах, но я вижу, что регулярно появляются и международные. Планируете ли расширять международное направление или акцент останется на донских автохтонах и сортах советской селекции? 

– Теперь у нас не будет моносепажных вин из европейских сортов винограда. Но международные сорта могут присутствовать в купажах. Посадки международных сортов собираемся расширять – фактически это уже происходит. В 2025 году мы

заложили новый участок Каберне Совиньона – прекрасное место, которое потенциально станет одним из наших лучших виноградников красных сортов. 

Однако о массовых посадках французских или итальянских сортов речи не идет. Грядущей осенью либо следующей весной планируем посадки на значительной площади. Там появятся и наши автохтоны, и международные сорта, и морозоустойчивые гибриды. Важно понимать: основой наших виноградников всегда будут оставаться донские сорта, несмотря на то что некоторые международные сорта тоже давно стали неотъемлемой частью нашего терруара. 

– Максим, если у меня правильные данные, сейчас у вас 231 гектар виноградников, и это без учета новых посадок Каберне Совиньона, верно? 

– Да, так и есть. Общая площадь должна вырасти примерно до 250 гектаров. Каберне Совиньона у нас около 11 гектаров. 

– Теперь давайте перейдем к вопросу посадочного материала, то есть саженцев. Раньше вы предпочитали использовать корнесобственные лозы. Сохранится ли эта политика? 

– Последние несколько лет мы сажаем Красностоп, Цимлянский Черный и Сибирьковый только в привитом виде. У нас были веские причины для такого решения – оно тщательно взвешено и обосновано. Корнесобственные виноградники отличаются значительно меньшей продуктивностью, чем привитые. Таким образом, работая с корнесобственными лозами, мы не можем управлять урожайностью. 

До 2017 года мы использовали на укрывных виноградниках исключительно «старую» одностороннюю веерную формировку. Из-за присущих ей особенностей срок эксплуатации лоз, посаженных таким способом, ограничен примерно 25 годами, далее следует раскорчевка. 

С 2017 года в нашем хозяйстве внедряются новые, более современные формировки, срок эксплуатации которых технически не ограничен. При сроке эксплуатации 25 лет фактором филлоксеры еще можно пренебречь, но, когда срок эксплуатации не ограничен, мы должны быть уверены, что сажаем максимально здоровые виноградники. Однако корнесобственный виноград полностью не исчезнет с наших виноградников. Привитые растения будем использовать преимущественно с целью создания более массовых линеек. 

– То есть появятся, возможно, какие-то отдельные участки – своего рода крю? И с них станут делать отдельные вина? 

– Да, это будут специально изолированные участки, где мы хотим сохранить нашу уникальную историческую традицию. Несмотря на то, что переход на привитую культуру обоснован со всех практических точек зрения, нам очень не хотелось бы терять эту изюминку, особенность, которая делает нас уникальными. 

– Что касается саженцев – с кем вы сейчас сотрудничаете? Ведь не все питомники предлагают автохтонные сорта. Как вы решаете этот вопрос?

 – Когда мы начали переходить на привитую культуру, сначала работали с местным питомником – КФХ «Зареченский А. Е.». Александр Евгеньевич – довольно известный на Дону производитель саженцев. Важно подчеркнуть, что весь посадочный материал – чубуки – мы заготавливали исключительно со своих виноградников. Так что генетика привоя полностью аутентична. Это наша уникальная «ведерниковская» селекция. 

В последнее время произошли изменения. В составе Группы компаний «Абрау-Дюрсо» появился собственный питомник – агрофирма «Юбилейная», которая уже показала первые успехи, в том числе в работе с нами. Мы планируем в приоритетном порядке сотрудничать именно с ней – современным, технически оснащенным питомником с квалифицированными специалистами. 

– Давайте поговорим о донском терруаре. Вы отмечали, что он один из наиболее сложных в России. Ведь укрывное виноградарство неизбежно влечет дополнительные затраты и сложности. Помимо объективных трудностей, какие преимущества вы видите в суровом, но чрезвычайно интересном климате? И как его особенности отражаются в характеристиках ваших вин? 

– Если рассуждать о преимуществах, то они действительно существенны. Говоря простым языком, наш климат позволяет выращивать виноград высочайшего качества. Для лозы неважно, что происходит вне вегетационного периода. Ключевое значение имеет именно период активной вегетации – от распускания первых почек весной до сбора урожая. То есть те климатические условия, что складываются с середины апреля по середину октября, являются определяющими. 

В этот период наш климат по своим параметрам сопоставим с лучшими винодельческими регионами – Калифорнией, Южной Италией, Испанией. Присущие нашему региону суммы эффективных температур позволяют почти каждый год достигать выдающихся показателей фенольной зрелости винограда. 

Безусловно, в России существуют и другие подобные зоны – Южный берег Крыма, Геленджик, но там присутствуют свои специфические проблемы, которых мы лишены. Приморское расположение этих регионов нивелирует суточные колебания температур, тогда как у нас в августе – сентябре перепады достигают значительных величин. Именно континентальный климат обеспечивает тот самый баланс в созревании винограда в завершающей фазе вегетации. 

Особого внимания заслуживает уникальность ведерниковского терруара. Если рассматривать его в узком смысле – как совокупность почвенных характеристик, то необходимо отметить исключительную пригодность для производства белых и, как следствие, игристых вин. Морской ракушечник, составляющий основу подстилающих пород, дарит винам ту самую изысканную минеральность, которая так ценится в белых винах премиального сегмента. 

Хутор Ведерников обладает по-настоящему универсальным терруаром. С одной стороны, мы имеем избыток солнечной инсоляции, обеспечивающий безупречное созревание красных сортов. С другой – уникальные почвенные условия, создающие идеальную основу для белых вин. В сочетании с выраженными суточными колебаниями температур в критически важный период созревания, это создает поистине уникальные условия для виноделия. 

Технические сложности укрывного виноградарства – это, если угодно, разумный компромисс за возможность работать с таким исключительным терруаром. Не зря же еще в 1756 году в журнале при Петербургской академии наук писали, что в Ведерниках научились делать очень хорошие вина. 

– Можно сказать, что виноград благодарит виноградарей за ту исключительную заботу, которую они проявляют в процессе укрывания. Вы согласны? 

– Абсолютно. Но, знаете, укрывка – это не самая большая сложность. Парадоксально, но главная проблема кроется как раз в обратном процессе – в раскрытии виноградников. Технологически укрыть лозу значительно проще, чем правильно и своевременно ее раскрыть. 

Основная сложность в том, что весной мы оказываемся в жесточайшем временном цейтноте. Климат у нас крайне непредсказуем: сегодня в марте может быть +5...7 °C, а уже завтра столбик термометра взлетает до +17...20 °C. И вот тогда начинается настоящая гонка: нужно мгновенно раскрыть виноград, провести обрезку (ведь на зиму мы оставляем многие лозы необрезанными), оперативно подвязать виноград, выращиваемый в старой формировке. 

Несмотря на то, что мы привлекаем дополнительные бригады, завозим сезонных рабочих, нам практически никогда не удается выполнить все работы в оптимальные сроки. Сегодня у нас более 200 гектаров укрывных лоз – и это, пожалуй, физический предел для нашего хозяйства при текущем количестве персонала. Главный вызов укрывного виноградарства именно в этом – необходимо выполнить колоссальный объем работ в экстремально сжатые сроки. 

Есть еще одна проблема, характерная для нашей климатической зоны. Речь о возвратных заморозках в конце апреля – начале мая. К счастью, это происходит не каждый год, но с пугающей регулярностью. Одна ночь с отрицательной температурой – и мы фиксируем серьезный ущерб. Масштабы варьируются, но потери урожая неизбежны. Для северных виноградарских регионов вроде Ростовской или Волгоградской областей такая проблема стоит особенно остро – в отличие от приморских терруаров, где смягчающее влияние моря дает определенную защиту. Мы научились с этим работать, но полностью нивелировать риски пока невозможно. 

– Давайте обсудим техническое переоснащение винодельни. Какие изменения уже реализованы и что планируется в ближайшей перспективе? 

– Перемены действительно произошли, причем для нас они носят революционный характер. Впервые за всю историю хозяйства мы начали розлив тихих вин непосредственно в хуторе Ведерников. Новейшая линия розлива была запущена на винодельне в конце марта. 

– Какие дальнейшие шаги по модернизации предусмотрены? 

– Мы планируем поэтапное обновление производственной площадки в Ведерниках. В настоящее время ведутся работы по оборудованию склада контрольной выдержки. Что касается игристых вин, как и раньше, мы их создаем на винодельне, сейчас расширяем мощности производства, устраняя узкие места в технологической цепочке. 

Есть множество инфраструктурных нюансов, которые мы теперь приводим в порядок. Это давно назревшие улучшения, которые накопились за годы работы. Мы системно доводим производство до самого современного уровня.

Ознакомиться с полной версией интервью Вы сможете в свежем выпуске газеты Wine Weekly N4(87), пройдя по ссылке: 

https://heyzine.com/flip-book/35fba02d14.html#page/1 

Бесплатно скачать выпуск в формате pdf Вы сможете здесь: 

https://pressa.ru/ru/magazines/wine-weekly/87#/ 

© 2023 WINE WEEKLY. Все права защищены.