Вениамин Грабар: «Сложности всегда воспринимались как возможности»

Устарело

Несмотря на многочисленные проблемы, появившиеся в последние годы на российском алкогольном и винном рынке из-за санкционного давления, в нашей стране есть компании, которые не только успешно справляются с возникающими сложностями, но и продолжают активное развитие своего бизнеса. О своем успешном опыте работы в столь непростых условиях газете Wine Weekly рассказал президент компании LADOGA Вениамин Грабар.

Вениамин Грабар: «Сложности всегда воспринимались как возможности»

– LADOGA была основана в 1995 году в Санкт-Петербурге в, прямо скажем, не самые простые времена для развития российского бизнеса. Можете рассказать, с чего все тогда началось? И когда вы поняли, что проект наконец-то обрел почву под ногами и будет не только жить, но и активно развиваться?

– В 1988 я закончил Академию им. Можайского по специальности «Радиоинженер». После этого отслужил на космодроме Плесецк, пока в 1991 году не ушел в запас. Затем стал заниматься технологиями очистки воды и начал внедрять свои разработки на алкогольном заводе. Здесь очень пригодился опыт службы в армии с ее дисциплиной, порядком, необходимостью уметь мобилизоваться в нужный момент. В конце 90-х я ушел на госслужбу, где занимался регулированием алкогольного рынка, чтобы он стал прозрачным и понятным.

Компания LADOGA была основана в 1995 году, и, как и тогда, в основе нашей стратегии – увеличение наших производственных мощностей, усиление влияния бренда LADOGA, благодаря нашим масштабам и в то же время гибкости по отношению к меняющейся рыночной ситуации. Сегодня мы как дистрибьютор обслуживаем около 200 тысяч точек продаж.

– Какой из этапов развития компании LADOGA был для вас самым сложным? Как тогда удалось преодолеть возникшие проблемы?

– Сложно было всегда, но эти сложности всегда воспринимались как возможности. Именно такой подход позволил нам стать одним из крупнейших в стране импортеров и производителей алкогольной продукции. Ситуация 2022 года в какой-то момент в разной степени осложнила ведение бизнеса – проблемы с логистикой и оплатой импортной продукции, трудности с комплектующими и ингредиентами для выпуска собственной продукции, закрытие десятка экспортных рынков. Но в ходе решения этих проблем мы открывали для себя новые возможности и оперативно реализовывали их. В импортном направлении ключевыми событиями стали открытие собственного таможенного склада и упрощение оформления продукции, а также контракты с новыми поставщиками – преимущественно в тех категориях, в которых освободились ниши после ухода глобальных брендов. Производственную линейку пополнили более 100 новых sku, основной упор сделали на джин, виски и ликеры, запустили несколько новых для себя и рынка категорий.

К концу 2023 года мы практически достигли предела в производственной мощности и сейчас готовимся к расширению производства. Что касается экспорта, благодаря выходу на новые рынки и развитию продаж по прежним контрактам по итогам года нам удалось нивелировать падение, вызванное закрытием рынков в 2022 году. К примеру, отгрузки в Китай выросли в 2 раза, в несколько раз – в Индию.

– Изначально LADOGA создавалась как современное предприятие по выпуску премиальной водки. Когда было принято решение создать мультиформатную компанию, которая занимается не только производством, но и импортом вин и крепкого алкоголя?

– Такое решение было принято в 2015году. Импортом мы занимались и до этого, но основной бизнес для нас был в производстве крепких напитков, и рынок воспринимал нас именно так. В компанию пришла сильная команда во главе с Дмитрием Журкиным, который возглавил винное направление, и Гришей Шаламовым, взявшим в управление ассортимент крепких спиртных напитков. В компании появилась собственная винная школа, начала развиваться сеть винотек, мы стали активно развивать направление импорта. Спустя несколько лет ситуация развернулась на 180 градусов – появилось молодое поколение профессионалов отрасли, которое с удивлением узнавало, что LADOGA – это, оказывается, производитель водки, а не только крупный импортер.

– Можете рассказать, какова сегодня структура продаж компании LADOGA? Какую долю составляет собственная продукция, а какую импортные вина и алкогольные напитки? Как эта структура будет меняться в ближайшие годы?

– Крупную долю продаж у нас занимают сети, как и у всех больших компаний. По итогам прошлого года мы существенно увеличили долю продаж в регионы, в частности, в ритейл и HoReCa. Порядка 75% – это продажи продукции собственного производства, и 20% – отгрузки импортного портфеля. Остальное – российские вина и крепкие спиртные напитки, а также безалкогольная продукция.

Отдельно стоит отметить направление экспорта. Более 40 стран запретили к ввозу продукцию после введения санкций. Нам удалось восстановить экспортные продажи, заменив закрывшиеся для России рынки на рынки более дружественных стран, например, Китая, Индии, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Также для нас остаются важными и объемными рынки Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана.

– В одном из своих интервью вы сказали, что доля импортной алкогольной продукции на российском рынке уменьшилась и продолжит сокращаться. Какой прогноз на ближайший год вы можете сделать? В какой категории импорта это будет наиболее заметно? На винном рынке или на рынке крепких алкогольных напитков?

– В первую очередь, рынок ждет снижение продаж импортных вин в категории 500-700 рублей. Несмотря на сентябрьское повышение пошлин, они все еще есть на российском рынке, но со временем их присутствие будет менее заметным, а впоследствии их заместят вина из других винодельческих стран в этой ценовой категории. В первую очередь, речь идет о российских винах, а также Грузии, ЮАР, Чили, Аргентины.

После повышения акцизов, которое планируется в мае, мы ожидаем изменения структуры потребления. Конечно, часть потребителей примет повышение цен, но многие обратят внимание на другие категории – например, не исключено, что это приведет к очередному витку развития коктейльной культуры и домашней миксологии.

– После введения санкций, по данным ЦИФРРА, доля некоторых категорий крепкого алкоголя, произведенного в России, таких, к примеру, как виски и ром, в общем объеме потребления достигла почти 50%. В джине она достигает уже почти 90%. Какая доля в указанных объемах принадлежит вашей компании?

– Действительно, доля импортной продукции на российском рынке сократилась, и эта тенденция продолжится и в дальнейшем. Локализация рынка – естественный процесс. Любая ниша со временем заполняется, поэтому потребители со временем переходят на качественные отечественные бренды. Так, для примера, джин Barrister занимает половину российского рынка джинов. Уже 25% рынка занимают виски из российского сырья – и наблюдается тренд постоянного повышения этой доли.

– LADOGA еще задолго до введения санкционного режима начала выпуск собственных торговых марок виски, джина, рома. Это была стандартная диверсификация портфеля брендов или вы своевременно оценили конъюнктуру рынка и отреагировали одними из первых?

– В числе собственных брендов компании LADOGA — водка «Царская», ром Armator, виски Fowler’s, джин Barrister. Джин мы выпустили еще в 2016 году, до всех сегодняшних событий, и он стал лидером рынка уже в 2018 году. А сегодня он продается в таких объемах, которые превышают объемы всех брендов, продававшихся в 2018 году в нашей стране. Уже несколько лет подряд Barrister является лидером рынка джина в России по данным IWSR Report Russia.

Изначально мы были уверены, что эти категории найдут своего потребителя независимо от геополитической ситуации. Нынешняя обстановка подтвердила удачность стратегии, и нам не осталось ничего другого, как развивать эти категории. Поэтому сегодняшняя ситуация лишь подстегнула продвижение и развитие уже выпущенных нами ранее брендов.

– Как изменились объемы продаж собственных торговых марок крепкого алкоголя после введения западных санкций?

– В нашем ассортименте давно сформировались импортозамещающие позиции (джин, виски, ликеры, аперитивы, дижестивы, биттеры), что помогло нам существенно нарастить объемы производства. За 2022–2023 годы рост составил 100%.

– Какие торговые марки крепких алкогольных напитков сегодня входят в ассортиментный портфель компании LADOGA? Стоит ли ожидать в ближайшее время каких-то новинок? Или, к примеру, собственной марки текилы, которую уже планируют разливать в России?

– Помимо вышеперечисленных категорий (водка «Царская», ром Armator, виски Fowler’s, джин Barrister), мы готовим выход новинок собственного производства с упором на вкусовые вариации классических напитков. Мы видим, что недавно вышедшая «Царская» коллекция особых вкусовых водок находит очень хороший отклик у аудитории, поэтому планируем продолжить развитие в этом направлении.

Например, недавно мы выпустили линейку ярких и разнообразных вкусовых ромов Cool Skeleton – на основе рома и ароматизированных спиртов на исключительно натуральных ингредиентах. Еще одна новая линейка напитков от LADOGA, вышедшая в 2024 году, – вкусовые виски Fowlers. Они также созданы с использованием натуральных ингредиентов – ароматных спиртов и настоев – и на сегодняшний день являются самой широкой линейкой вкусовых виски в мире. Особое место в линейке Fowler’s занимает первый сливочный ликер, приготовленный на основе виски.

– Какими критериями руководствуется департамент закупок при отборе продукции тех или иных зарубежных поставщиков? В первую очередь это цена отгрузки или все же во главе угла узнаваемость бренда и качество вин и напитков?

– Вне зависимости от ценовой категории вина или крепкого алкоголя, мы делаем упор на качество, так как мы отвечаем за него своим именем и репутацией. И даже в непростое время мы стремимся развивать премиальный сегмент импортного портфеля, чтобы удовлетворить вкусы самых взыскательных потребителей. Так, совсем недавно в нашем портфеле появились такие громкие имена винного мира, как TerraPremiata, La Piemontina и Markus Huber, Bernard Remi, а также производители крепких напитков – легендарных ромов Saint James и Botran, джинов Xibal, расширилась линейка агавовых дистиллятов из Мексики от La Escondida и Estancia.

Развивается и портфель импортного виски – расширяются новыми релизами линейки уже от действующих поставщиков – Loch Lomond и Glen Moray, а также появляются новые бренды – недавнее пополнение нашего портфеля – шотландский производитель Murray McDavid.

Ознакомиться с полной версией интервью Вы сможете в газете Wine Weekly (стр. 1-4), пройдя по ссылке:

https://pressa.ru/files/issue/private/wine-weekly/2024/76/raw_issue/wine-weekly-2024-76_1.pdf 

Скачать свежий выпуск газеты Wine Weekly Вы сможете здесь:

https://pressa.ru/ru/magazines/wine-weekly/76#/ 

© 2023 WINE WEEKLY. Все права защищены.