– Алексей, ритейл сегодня является главным каналом продаж вина. Есть ли у вас данные о том, как менялась структура данного сектора и его динамика в течение последних лет?
– Сегодня практически каждая пятая бутылка проданного вина реализуется благодаря сети магазинов «Красное&Белое». Это замечательный результат, большой успех работы коллектива сотрудников «КиБ». Отличная команда сейчас подобралась и в «Пятерочке» – если не ошибаюсь, по импорту они уже вышли на 1-е место. И там, и там «рулят» женщины. В области закупок у них сложилась хорошая женская школа. Женщины понимают, что и как нужно делать, они следят за деятельностью и достижениями друг друга, и это классно. Понятно, что их труд в дальнейшем отразится на объемах продаж. А мы будем следить за результатами этой работы и изменениями на рынке.
– Когда в нашей стране вообще появились первые кависты?
– Первые кависты официально появились в России в 2004-2005 годах благодаря Metro Cash&Carry – именно эта компания «прописала» профессию кависта в магазинах. В других странах такой сервис был уже развит и широко распространен, поэтому руководство российского Metro поддержало начинание еще в 2003 году. Об этом писали журналы, информацию вполне можно найти. Однако существует и неофициальная версия этих событий, в которой начало датируется 2001 годом. Недавно я слышал рассказ от Александра Фомичева – независимого эксперта, соучредителя школы и винного центра Wine People, управляющего винотекой Wine More, что, когда он работал как сомелье, уже тогда мог выходить в винотеку и продавать вино как кавист. Время появления в России этой профессии «технически» стоит отнести к периоду 2002-2005 годов.
– Сколько сейчас кавистов в России, как менялось их число на протяжении последних 5-7 лет? Все ли специалисты данного уровня входят в вашу ассоциацию или кто-то работает отдельно, не вступая в ее ряды?
– Что касается количества кавистов в нашей стране, то считать можно по-разному. Думаю, активно работающих специалистов у нас около 1 тыс. человек. Впрочем, если бы «Красное&Белое» и «ВинЛаб» называли своих продавцов кавистами, статистика была бы совершенно другой.
– Внесена ли данная профессия в государственный реестр профессий?
– Да, с 7 мая 2015 года кависты значатся в государственном реестре. К тому моменту это уже просто стало необходимостью. Событие произошло в том числе благодаря деятельности известного российского ресторатора, президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, а также президента Российской ассоциации сомелье Алексея Сидорова и вице-президента компании «Симпл» Анатолия Корнеева.
– И в этот день кависты отмечают свой профессиональный праздник?
– Да, 7 мая. А потом, 20 февраля 2017 года, была создана Ассоциация кавистов России, которую я возглавил. Если говорить о специальных навыках и особенностях профессии, то, я убежден, что кависту сложнее работать, чем сомелье. Ведь он всегда продает отложенную эмоцию!
Сомелье может открыть бутылку, продемонстрировать продукт клиенту, обсудить с ним особенности и вкусовые качества вина. У кависта, к сожалению, такой возможности нет, и это отложенное ожидание для него – серьезная проблема. Есть, правда, небольшое количество торговых точек, где кавистам разрешают открывать бутылки. А сегодня появилось немало ребят, которые ведут в соцсетях свои блоги, – они научились с помощью мессенджеров доносить до клиента нужную информацию. И стали, по сути, «электронными кавистами», что является новым поворотом в развитии этой профессии, этапом ее эволюции.
Ознакомиться с полной версией интервью и со свежим выпуском газеты Wine Weekly, а также бесплатно скачать его в формате pdf Вы сможете, пройдя по ссылке: http://pressa.ru/files/issue/private/wine-weekly/2022/63/raw_issue/wine-weekly-2022-63_1.pdf