– Сколько вакансий было в начале запуска платформы и сколько всего вакансий по всем отраслям сейчас на платформе «Я в агро»? Видите ли Вы динамику роста смомента ее запуска?
– На платформе «Я в агро» (https://svoevagro.ru) размещаются вакансии в сфере АПК. По состоянию на август 2022 года насчитывается 12 480 объявлений, и большинство из них относятся именно к сельскохозяйственной отрасли. Прирост количества вакансий с начала года составляет 25% (около 10 000 объявлений на 01.01.2022). Распределение вакансий по основным профессиям представлено ниже. Говоря о соискателях – на текущий момент зарегистрировано 523 активных резюме.Это количество постоянно растет, так как мы стремительно развиваемся и все больше людей узнают о площадке.
– Есть ли вообще спрос на работников винодельческой отрасли? Если есть спрос, то хватает ли предложения? Каково их соотношение?
– Ежедневно мы видим на сайте более 20 актуальных вакансий, напрямую связанных с виноградарством и виноделием. Это свидетельствует о том, что спрос есть: пока незначительный, но стабильный. По географии: большая часть вакансий приходится на Черноморский регион России.
Кроме того, таких сотрудников ждут в Ставропольском и Краснодарском краях. Среди работодателей можно выделить такие холдинги, как «Абрау-Дюрсо», «Шато де Талю», «Золотая Балка».
Необходимо отметить, что в данной отрасли существует большое разнообразие профессий, которые не напрямую связаны с отраслью. Над производством и продвижением бренда работает целая команда профессионалов: агрономы (≈1 000 вакансий), виноградари (≈25 вакансий), энологи, виноделы, технологи (≈35 вакансий) и рабочие погребов (≈20 вакансий).
На следующем этапе главная роль отводится дистрибьюторам (≈5 вакансий), а также бренд-менеджерам (≈3 вакансии). Это совсем не полный перечень профессий, участвующих в процессе создания и реализации качественного продукта.
– Насколько за последнее время вырос интерес к винодельческой отрасли? Есть ли всплеск интереса? Проявляет ли особый интерес молодежь?
– Согласно исследованию, проведенному Россельхозбанком, виноградарство пользуется успехом и у более молодой целевой аудитории. 19% опрошенных в группе от 18 до 24 лет и 17% в группе от 25 до 34 лет хотели бы работать в винодельческой отрасли.
Однако стоит отметить, что на виноделие оказывают большое влияние именно климатические условия, которые можно наблюдать лишь на небольших участках нашей огромной страны, – это Крымский полуостров, Краснодарский край и близлежащие территории.
Виноградарство и виноделие – процесс нединамический, медленно развивающийся, он требует много терпения и опыта. Такое увлечение подходит для тех, кто не стремится за короткими оборотами по деньгам и к быстрому заработку. Такого человека должны интересовать, в первую очередь, именно качество и статус производимого товара. Вино требует неспешности и больших затрат и часто является семейным бизнесом, переходящим из поколения в поколение. Редко можно встретить такую осознанность в молодом возрасте.
Частично способствуют развитию и популяризации отрасли среди молодежи программы обучения в аграрных вузах страны. Например, в Кубанском государственном аграрном университете абитуриентов приглашают на программу «Декоративное садоводство, плодоовощеводство, виноградарство и виноделие», а РГАУ – МСХА им. Тимирязева обучает по программе «Плодоводство, виноградарство и виноделие».
– Какой прогноз по развитию отрасли производства вина Вы можете дать?
– Виноделие России тесно связано с климатическими условиями – влажность почв, температура воздуха и т.д. сильно влияют на характеристики вина. Возрождение отрасли началось 2003 года и с каждым годом все больше набирает обороты – уже сейчас количество виноделен в России, от микро до крупных холдингов, достигло 150. Большая доля успеха в этом принадлежит самим виноделам, но весомую роль играют также и государственная поддержка, и банковские программы поддержки.
С 2022 года можно получить субсидии в рамках федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Его основная цель – увеличение площади виноградников на 35% к 2030 году. Для этого планируется ежегодно выделять около 2,4 млрд рублей господдержки. Субсидии будут давать в том числе на приобретение посадочного материала для закладки виноградников, на мелиорацию, в том числе установку систем орошения, на создание инфраструктуры, например, селекционно-питомниководческих центров, а также на внедрение биологических и экологических технологий, исключающих использование вредных химических веществ.
При этом, если начинать бизнес в этой отрасли с нуля, требуются значительные финансовые вложения, и не у всех есть такая возможность. Закладка виноградников и производство вина – действительно дорого! Первичный капитал формируется из собственных средств или вложений сторонних инвесторов, заинтересованных в проекте.
В области инвестиционного кредитования Россельхозбанк следует государственной политике восстановления и развития современной материально-технической базы агропромышленного комплекса экономики страны. Например, одним из приоритетных направлений кредитования являются вложения, направленные на закладку многолетних насаждений и виноградников (https://www.rshb.ru/legal/credit/invest/).
Также существуют программы финансирования для физических лиц, которые готовы заниматься любимым делом, – кредиты на развитие крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств.
Ознакомиться с полной версией интервью и со свежим выпуском газеты Wine Weekly, а также бесплатно скачать его в формате pdf Вы сможете, пройдя по ссылке: http://pressa.ru/files/issue/private/wine-weekly/2022/62/raw_issue/wine-weekly-2022-62_1.pdf