За последние 6 лет чилийские производители поставили на российский рынок около 89 млн. литров вина на общую сумму 240 млн. долларов. Основной ценовой диапазон – до 2,5 долларов за литр, что примерно соответствует 1,6–1,8 долларов за бутылку на ФОБ. Это позволяло в 2021 году попадать чилийским винам в розничной торговле в ценовой сегмент до 500 рублей, где, по нашим оценкам, и происходит около 60–70% всех продаж на российском рынке.
Еще одна существенная роль, которую выполняют базовые чилийские вина, – это снижение издержек на логистику поставок премиальных вин из этой страны. Если бы не было такого объема вин до 2,5 долларов за литр, продажи более дорогих чилийских вин были бы еще меньше.
Основной объем продаж чилийских вин происходит в розничной сетевой торговле, как и всего остального вина. Их реализация в сегменте HoReCa в целом по стране составляет не больше 3 % от всех продаж вина.
Впервые за 6 лет чилийские вина показали снижение в прошлом году – примерно на 10%. Рынок не стоит на месте, тренды на новинки формируют не сами покупатели, а крупные торговые сети, которые давно уже являются лидерами в импорте алкоголя. Растущий интерес в последние 2–3 года на португальские вина, немецкий рислинг, в том числе, оказали влияние на это снижение.
Уровень цен на чилийские вина задают крупные розничные сети, и при этом они же и являются импортерами этих вин, поэтому в последние 2–3 года можно было говорить не о росте цен, а о планомерной индексации с поправкой на изменение курса.
Если говорить о том, вырос ли за последние 6 лет у российских покупателей интерес к более дорогим чилийским винам, то интерес к таким винам рос в общем тренде увеличения рыночной доли чилийских вин. Например, если говорить о продажах вин дороже 7 долларов за литр, то в абсолютных значениях они увеличились за 6 лет со 100 000 литров в 2016 году всего на 14 000 литров за весь период.
В текущей ситуации снижение объемов, в первую очередь, начнется с более дорогого вина, и такая динамика касается не только чилийских вин. В этой ситуации чилийские вина, как, впрочем, и все остальные, могут столкнуться со снижением частоты покупок со стороны конечных покупателей, что приведет их еще к некоторому снижению годового объема.