В Российской Федерации произошел настоящий бум в развитии сферы эногастрономического туризма. Первый международный форум-фестиваль «Перспективы развития гастрономического туризма в России» прошел в Новгороде в июле 2014 года. С тех пор в России стала актуальной тема локальных продуктов, местной кухни, гастрономических фестивалей, появились регионы, делающие в своем развитии ставку на гастрономический туризм. Тема вышла на федеральный уровень.
– Насколько я знаю, подобной достоверной статистики ни в России, ни в мире нет. Есть цифры общего падения доходов в сфере туризма, и они удручающие. При этом любой кризис создает окно новых возможностей. В нашей стране, в частности, это активизация внутреннего туризма.
– Закрытие границ из-за пандемии оказало благоприятное влияние на развитие внутреннего туризма в России. Как это отразилось на секторе эногастрономического туризма? В этом секторе по-прежнему продолжается спад и стагнация или все же можно говорить о каком-то восстановлении рынка или, может быть, даже росте?
– Сфера общественного питания, безусловно, очень пострадала и продолжает находиться на грани выживания. Туризм находится в состоянии турбулентности. При этом происходят и серьезные позитивные сдвиги. В Москву пришел гид Мишлен, Санкт-Петербург вошел в сеть креативных городов мира ЮНЕСКО в категории «Гастрономия». Несмотря на пандемию, прошли уже две всероссийские олимпиады по кулинарии и сервису «Легенда». Ростуризм провел Всероссийский форум-фестиваль гастротуризма в Уфе с очным участием представителей из более чем 40 регионов страны.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) был создан комитет по гастротуризму, который разработал проект концепции развития российского гастротуризма в нашей стране. В то же время в РАНХиГС при Президенте РФ для студентов появился курс «Гастродипломатия», а Россия начала сотрудничество с Всемирной организацией винного туризма (GWTO). Для участников Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» была открыта номинация «Гастрономический туризм».
– Существует ли, по вашему мнению, какой-то универсальный рецепт того, как вывести рынок эногастрономического туризма из постковидного кризиса?
– Честно говоря, я вообще не верю в универсальные рецепты. Каждая страна будет выбираться из кризиса по-своему. Многие страны вообще коренным образом пересматривают свои концепции развития туризма. Ясно, что по-прежнему уже не будет. Новая реальность вошла в нашу жизнь и уже из нее не уйдет. Необходимо это принять и действовать самым активным образом, пока сложившаяся система не обрела прежнюю консервативность. Именно сейчас есть место для ярких, харизматичных, если хотите, дерзких проектов.
Ознакомиться с полной версией интервью и со свежим выпуском газеты Wine Weekly, а также бесплатно скачать его в формате pdf Вы сможете, пройдя по ссылке:
http://pressa.ru/files/issue/private/wine-weekly/2022/57/raw_issue/wine-weekly-2022-57.pdf