За пять месяцев 2023 года уже произведено более 10 млн. единиц игристого вина в такой таре. Основной объём рынка винодельческой продукции в таком типе тары занимают игристые вина.
На российском рынке сегодня представлена винодельческая продукция в жестяной банке из Франции, Италии, Венгрии. Причём, в первую очередь, винные банки появились в премиальных супермаркетах и лишь через пару лет добрались до обычных магазинов «у дома». Изменилось и ценовое позиционирование. Если поначалу банка была, скорее, экзотикой по цене от 300 рублей за объём 0,25 л., то сейчас цена на такую банку начинается уже от 120 рублей.
Самым популярным импортным брендом в такой упаковке является Martini. С 2020 года производить вино в банках начали и в России. Основной объём предложения вина в этом типе тары составляют игристые вина, реже производят белые и розовые тихие вина, а вот красное вино в жести почти не встретишь. Представлены в банке и виноградосодержащие напитки.
«Прежде, чем выбрать такое вино, стоит изучить упаковку. Значительная часть представленной на рынке продукции в банках не является вином. В такие напитки могут добавляться красители, ароматизаторы, при их производстве может использоваться искусственная газация», - отмечает руководитель департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Буняева.
О перспективности этого направления рынка свидетельствуют показатели производства. В 2021 году было произведено 1 731 626 литров всех типов винодельческой продукции в банках 0,25 л. из них - 1 691 258 литров игристого вина. Доля банок в общем объёме производства российского игристого составила 1,4%.
В 2022 году общий объем производства винодельческой продукции в жестебанке 0,25 л. составил уже 9 916 326 литров, из них 8 366 900 литров пришлось на игристые вина. Доля банки на рынке российского игристого вина выросла до 5,16%.
«Причиной роста популярности вина в банках является смена поколений потребителей. Для молодёжи игристое вино - это уже не обязательно хрусталь, белоснежная скатерть и бой курантов. Игристое вино постепенно становится повседневным напитком. Жестяную банку проще быстро охладить, удобно взять с собой на природу, легче открыть, чем бутылку с мюзле. Российское игристое в банках сейчас доминирует на рынке благодаря более низкой цене. Отечественное игристое вдвое дешевле, чем виноградосодержащий напиток из Италии», – комментирует Олеся Буняева.
Но что с качеством игристого в банках? Эксперты «Винного гида России» в рамках спецпроекта исследовали несколько образцов таких вин. В розничной торговле были закуплены 4 наиболее массовые позиции, выпускаемые тиражом от 50 до 300 тысяч штук. Все 4 образца были произведены в Краснодарском крае на предприятии «Союз-Вино» под торговой маркой Perle из урожая винограда 2021 года.
Эксперты пробовали игристые вина из банок в процессе закрытой дегустации параллельно с игристыми винами из обычных бутылок. По итогам исследования, 3 образца из 4-х преодолели повышенную планку оценки качества – 78 баллов из 100, одно игристое вино – полусладкое белое немного недотянуло до этой оценки, получив 77 баллов.
«Исследование дало ответ на два главных вопроса, которые задают покупатели, - говорит Олеся Буняева. - В первую очередь, мы можем констатировать, что недорогие российские вина в банках сделаны корректно, без существенных замечаний к качеству. Это чистые вина без пороков и болезней, хотя и не слишком выразительные. Во-вторых, мы можем отметить, что недорогие российские игристые вина в классической бутылке получают на наших исследованиях более высокие оценки. Даже недорогая банка сейчас стоит порядка 120 рублей. Стандартной бутылке 0,75 литра соответствуют 3 такие банки, а по цене в 350 рублей можно приобрести игристые вина с Таманского полуострова, из Южного Дагестана, из Крыма с оценками выше 80 баллов. То есть, по соотношению цены и качества лучшие российские игристые вина в бутылках банку превосходят. Выбирать что интересней – удобство и модный формат или более высокое качество за те же деньги – это уже личное дело покупателя».