Параллельный импорт не повлияет на рынок российского вина

Об этом сообщили эксперты Роскачества, которые проанализировали предложения о внесении ряда зарубежных винных брендов в перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту.

На данный момент, в проекте приказа Минпромторга из более чем 50 ТМ алкогольной продукции фигурирует только 4 наименования тихого вина из Испании, Португалии, Италии и Новой Зеландии. Без учета скидок все эти торговые марки относятся к ценовой группе свыше 1000 рублей за бутылку 0,75 литра и при этом не являются наиболее продаваемыми в России импортными винами. Суммарная доля этих брендов на отечественном рынке тихого вина не превышает 1,5%.

«Вряд ли можно сказать, что эти марки вина составляют в текущей ситуации сколько-нибудь серьезную конкуренцию отечественному производителю. На винном рынке, в отличие от рынка крепкого алкоголя, почти нет крупных брендов. Покупатель ориентируется не столько на торговую марку, сколько на сорт винограда, регион или страну происхождения, – говорит директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель проекта «Винный гид России» Олеся Буняева. – По оценкам наших экспертов, механизмы параллельного импорта приведут к дальнейшему удорожанию данных наименований вина и снижению спроса на них. При этом вряд ли можно ожидать, что под видом включенных в перечень брендов в Россию попадет контрафактная продукция. Подделки таких вин бессмысленны с экономической точки зрения. Потребитель переориентируется на аналогичные испанские, португальские вина.

Куда большую конкуренцию для российских виноделов составляет не брендовая и достаточно дешевая винодельческая продукция из Европы, которая продолжает активно завозиться в Россию. Это, в первую очередь, вина региона Vinho Verde из Португалии, Рислинг из Германии, а также вина Северной Италии и недорогие испанские вина. Внутри этих сегментов винного рынка производители и бренды достаточно легко взаимозаменяемы, а часть поставок идет под брендами, принадлежащими российским компаниям».

Бренды игристых вин, внесенные в проект изменений Перечня товаров к параллельному импорту, можно разделить на две группы. Классические игристые вина из французского региона Шампань – нишевый продукт в категории игристых вин.

«Все вина региона Шампань суммарно занимают в объеме российского рынка игристых вин порядка 5-7%. Безусловно, это самые дорогие игристые вина, представленные в розничной продаже. Цены на вина, включенные в список, без учета акций и скидок начинаются от 3000 рублей за бутылку. Российские производители игристого вина в этом сегменте представлены достаточно ограниченно, и спрос на российское шампанское премиального класса превышает предложение», – отмечает Олеся Буняева.

Более многочисленная и популярная категория – это бренды итальянских игристых вин регионов Prosecco и Asti. Так же, как и в ситуации с тихими винами, регион и тип напитка для потребителей такого вина важнее, чем бренд. В случае ухода крупнейших брендов с отечественного рынка их заменят менее известные, считают эксперты Роскачества.

В рамках спецпроекта по исследованию игристых вин, проведенного Роскачеством в 2020 году, было отмечено, что по соотношению цены и качества игристые вина, произведенные акратофорным методом, поставляемые в Россию, уступают отечественным аналогам.

«Игристые вина – одна из сильнейших категорий в российском виноделии, – отмечает Олеся Буняева. – По мере вступления в плодоношение новых площадей виноградников и увеличения объемов производства, благодаря более доступной цене отечественные игристые из Крыма, Севастополя, с Таманского полуострова, из Новороссийска и Южного Дагестана будут вытеснять с рынка импорт. Механизмы параллельного импорта могут быть временной мерой, пока спрос на российские качественные игристые превышает возможности производства в среднем в 2-3 раза».

© 2022 WINE WEEKLY. Все права защищены.